Оптимизация бизнес-процессов для чайников на примерах
Total760
0
Оптимизация бизнес-процессов — это набор дел, которые можно сделать, чтобы бизнес-процесс работал лучше. Что значит лучше, что это за действия и как их сделать читайте в этой статье. Она большая, приготовьтесь.
Внимание, упрощение! В статье упоминается оптимизация. В математическом смысле это поиск экстремума функции при заданных ограничениях. В процессах надо бы еще и найти идеальный граф (схему) по которому следует пройти процессу, чтобы быть оптимизированным. К сожалению, количество всех возможных графов не определено, поэтому оптимизация (в математическом смысле) процессов невозможна. Поэтому в статье под оптимизацией понимаются просто улучшения. ¯\_(ツ)_/¯
Что такое бизнес-процесс
Оптимизация бизнес-процессов требует наличия этих самых процессов. Процесс — это последовательность действий, направленная на получение ценности для заказчика процесса.
Например, вы заказали диван через интернет с доставкой. Диван, который стоит у вас дома — это ваша цель. А у интернет-магазина есть бизнес-процесс, который в итоге должен вам диван довезти.
Процессы можно рисовать (моделировать, подробнее о том как начать это делать) по-разному. Я советую BPMN — это такой набор значков и правил их применения, он одновременно понятный и выразительный. Можно рисовать сложно и передать все нюансы, а можно рисовать просто,чтобы поняли вообще любые люди.
Вот так может выглядеть бизнес-процесс в BPMN
Рисовать такие значки можно бесплатно на сервисе storm, он еще и правила применения проверит. Оптимизация бизнес-процессов, смоделированных в BPMN, удобна — картинки наглядные, и при этом мощные — отобразят любой процесс.
Для оптимизации потребуется картинка процесса и историческая информация о том, как он работает. Картинку можно получить поговорив с коллегами или читая регламенты. Историческая информация разбросана по информационным системам типа 1С, Битрикса, ERP или эксель файлам. Информацию оттуда можно достать с помощью process mining.
Что можно оптимизировать
Оптимизация бизнес-процессов подразумевает, что нам что-то не нравится. Не нравится нам могут:
Скорость:
Долго делают конкретную заявку.
Большая очередь для того, чтобы заявку вообще взяли в работу.
Стоимость:
Дорого запустит процесс в работу первый раз.
Большие затраты на зарплаты внутри.
Нет заявок. Оборудование, люди и процесс простаивают.
Отсутствие контроля — когда непонятно, кто что делает и где конкретные заявки.
Оптимизация бизнес-процессов требует, чтобы вы поняли, что вам не нравится. Вам нужна цель, выраженная в числах (именно тут будет полезна историческая информация). Иногда целью может быть один пункт, но часто они связаны. Например: менеджер долго перебивает заявку из почты в 1с, а мы ему еще и платим за это зарплату.
Оптимизация бизнес-процессов — главный секрет
Если менеджер долго перебивает заявку в 1с, а мы ему за это платим деньги — кажется логичным эту задачу заменить автоматизацией. Но автоматизация тоже стоит денег, сил и времени. Практически у каждого действия, которые мы можем предложить как оптимизацию, есть положительные и отрицательные эффекты.
Оптимизация бизнес процессов это игра с ненулевой суммой: это значит что можно предпринимать такие действия, которые что-то улучшают сильнее, чем портят.
Предоставьте, что у ваших действий есть характеристика А, которая измеряется в «полезностях». Она состоит из пользы минус вред.
А=Польза-Вред.
При этом таких А у вас много:
А1=Польза1-Вред1.
и сами «пользы» и вредности состоят в каких-то своих отношениях
Польза=Польза*4/Польза1*Вред2.
Ваша задача при оптимизации бизнес-процессов — найти такие отношения и выбрать самые лучшие А в граничных условиях и целях оптимизации.
Граничные условия — это, например, деньги. Всю неэффективность в процессах можно засыпать деньгами, приставив к каждому клиенту по персональному менеджеру с MBA. Только клиенты не будут за это платить деньги, если им это не нужно.
Поэтому оптимизация бизнес-процессов требуется практически везде.
Как внедрять оптимизацию бизнес-процессов
Оптимизация бизнес-процессов сложная задача — сесть и понять все связи в бизнесе за раз и придумать идеальный процесс невозможно — связей слишком много. А если сесть и все таки начать во всем разбираться, то информация, полученная в начале изучения станет неактуальной. Поэтому необязательно пытаться найти связи аналитически, делать это можно и эмпирически.
Для понимания того, работают ли наши действия и какие существуют связи мы можем проводить эксперименты: ставим небольшую цель оптимизации, понимаем в цифрах ее значение сейчас и понимаем кого значения хотим добиться. А после осуществляем наш эксперимент и смотрим что получилось.
Например, хотим сократить скорость обработки запроса на диван. Сейчас это 96ч. В качестве действия решили заранее готовить каркасы самых популярных моделей. В итоге сократили срок до 78 ч. Хорошо это или нет? Кажется да, но у нас вырастут запасы готовых каркасов — а это замороженные деньги.
Поэтому когда мы делаем даже небольшие эксперименты, следить нужно за всеми показателями процесса(сроки, затраты, очередь на исполнение процессов и т.д.). В США существует центр, в котором для всех типовых процессов придумали метрики, можно ориентироваться на них. Вот перевод от коллег из ELMA.
Это центр производительности и качества процессов в США, они придумывают метрики для базовых процессов. По ссылке можно посмотреть перевод.
Здравый смысл и оптимизация бизнес-процессов
Полагаться на логику и здравый смысл в вопросах оптимизации бизнес-процессов опасно. Об это много сказано в книге Голдратта «Цель».
Оптимизация бизнес-процессов интересно рассмотрена в этой книге
Скажем, некие детали нужно обработать на станке. Перед этой обработкой станок нужно целый час настраивать именно для неё. А для других деталей нужно целый час перенастраивать по-другому. Очевидно, что рационально группировать детали по кучкам: один раз настроили станок по-первому и обработали всю первую кучку; потом по-второму и обработали всю вторую; и так далее. А вот перенастраивать туда-сюда и обрабатывать разные детали по одной — неэффективно, потому что теряется много времени на перенастройку, во время которой станок простаивает. Согласны?
А вот и попались! Мы вообще никак не можем судить о том, что эффективнее, глядя на один этот станок, потому что это одна из ста работ на конвейере! Возможно, из-за того, что мы экономим на перенастройке этого станка, у нас вторая кучка лежит и ждёт своей очереди на обработку, в то время, когда весь остальной завод стоит и ждёт именно эту вторую кучку. И на самом деле мы своей «оптимизацией» сделали этот станок узким местом, хотя он мог бы, даже с учётом затрат времени на перенастройку, своевременно обеспечивать следующие этапы производства «исходниками».
Поэтому нужно держать «большую картинку» происходящего в голове или диаграммах.
Примеры конкретных оптимизаций бизнес-процессов и их влияния
Я разделяю примеры ниже на 3 категории:
Оптимизация уровня процесса — это когда мы как-то меняем схему выполнения процесса. Например, звонили клиенту перед встречей, а теперь стали слать СМСку.
Оптимизация среды — это когда меняется что-то вокруг процесса. Понизили цену на товар, заменили сотрудников на более дешевых.
Оптимизация задачи — это когда мы взяли одну конкретную задачу в процессе и улучшили её. Например, задача «Проверить корректность паспорта» — человек долго разбирается в фотографиях паспорта, поэтому мы натравили робота и задачи стали выполнятся быстрее.
1. Автоматизириуй (оптимизация задачи)
Смысл
Вместо того, чтобы люди делали что-то руками (копировали информацию, составляли счета) нанимаем и программистов и они пишут программу, которая это делает за людей.
Польза
Уменьшится срок исполнения процесса.
Уменьшится стоимость обработки одного процесса.
Освободятся людские ресурсы, что потенциально дает возможность обслуживать больше процессов теми же усилиями.
Вред
Вырастет капитальная стоимость процесса — нужно найти программиста, сформулировать задачу и т.д.
Нужно поддерживать написанную программу, т.е. нужны ресурсы разработчика и администратора.
Когда применять
Массовые операции, измеряются тысячами повторений в день. При этой оптимизации вы обмениваете операционные затраты на зарплату людей внутри процесса на зарплату программистов вне процесса. И ускоряете процесс.
Пример
Представьте, что у вас есть бизнес-процесс
Оптимизация бизнес-процессов — пример
Каждая стрелочка — это передача информации следующему участнику процесса. Если у вас нет автоматизации, то передаваться информация будет по почте, телефону, телеграмму или устно. Это занимает время, ненадёжно и это очень сложно контролировать. Если автоматизировать процесс с помощью BPMS, то вы решите эти проблемы.
Часть задач по бизнес-процессу перекладываем на того, кто его заказывает. Пусть клиент сам собирает себе еду (супермаркет), оформляет полную подробную заявку на кредит (банки) или описывает что произошло в подробном заявлении (судебная система).
Польза
Уменьшится срок исполнения процесса.
Уменьшится стоимость обработки одного процесса .
Освободятся людские ресурсы, что потенциально дает возможность обслуживать больше процессов теми же усилиями
Вред
Потеря в конверсии — однозначно какие-то клиенты не захотят разбираться во всех ваших формах данных и уйдет к конкуренту.
Рост операционных затрат, т.к. данные от клиентов нужно обязательно проверять.
Снижение лояльность клиентов.
Когда применять
Когда клиент не может отказаться от ваших услуг — вы государство или монополист. Или это сервисные процессы, например обмен товара по гарантии. Так же можно применять при огромном количестве процессов, когда вам выгодно, чтобы не любой «интересующийся» занимал ваши ресурсы в процессе.
Пример
Заявка на кредит на сайте банка. Как клиенту, вам придется заполнить кучу полей. Собирать их по телефону или при встрече банку было бы дорого. Банк немного теряет в конверсии (что лечится), но получает информацию, с которой сразу выполняет процесс.
3. Все за потребителя (оптимизация уровня процесса)
Смысл
Противоположная пункту №2 оптимизация. Делаем всё за клиента, ему достаточно проявить малейший интерес к продукту.
Польза
Рост конверсии.
Рост лояльности
Вред
Увеличение срока процесса.
Рост операционных затрат на обработку заявок.
Когда применять
Стоимость вашего продукта высока.
Продукт-процесс предполагают такой сервис.
Имеется простой в операционных ресурсах и их нечем нагрузить.
Проблемы с количеством заявок и нужно обработать все.
Пример
Шубы в Турции. Вы только войдете в магазин — вас усадят, будут вам носить шубы, поить чаем и рассказывать какой классный у продавца продукт.
3. Неблокирующий контроль(оптимизация уровня процесса)
Смысл
Заменяем необходимость согласовывать заявки\документы и т.д. на просмотр результатов выполнения таких заявок.
Польза
Ускорение процесса.
Сокращение операционных затрат.
Вред
Потенциально рост «мусорных» процессов, которые не стоило делать.
Когда применять
Согласование номинально.
Стоимость обработки одной заявки низкая.
Уже есть согласующие.
Согласование носит характер «Ок \ НЕ ОК», а не принятие решений.
Можно применять на маленьких суммах, или если заявку подает руководитель и т.д.
Пример
Вот так выглядит процесс до оптимизации
А вот здесь мы внедрили еженедельный пост-контроль
4. Параллельный кратчайший путь (оптимизация уровня процесса)
Смысл
Просматриваем процесс на попарную зависимость задач и выстраиваем последовательность так, чтобы всё было максимально параллельно.
Польза
Ускорение процесса.
Вред
Немного капитальных затрат на реализацию изменений.
Когда применять
Всегда, процессы по-умолчанию должны проходить такую оптимизацию.
Пример
Это задача о кратчайшем пути, есть несколько вариантов её решения.
Схема без оптимизации кратчайшего пути
Самый простой в контексте бизнес-процессов — идти справа-налево, рассматривать каждую задачу и задавать вопрос «От выполнения каких других задач зависит эта задача?» и рисовать такие связи на схеме. При этом транзитивные связи не учитываются. Таким образом можно обнаружить другую последовательность задач, которую можно выполнить параллельно.
Схема с оптимизацией кратчайшего пути
5.Ближе к клиенту (оптимизация уровня среды)
Смысл
Находится там, где наш клиент непосредственно думает о покупке, формулирует потребность или ждёт от нас обратную связь.
Польза
Увеличение трафика процесса.
Сокращение срока выполнения процесса.
Повышение лояльности.
Вред
Увеличение операционных затрат.
Когда применять
До клиента приходится добираться, чтобы оказать услугу.
Существуют места, где повышенная концентрация клиентов.
Пример
Страховая компания занималась расследованиями ДТП: клиент звонил и называл адрес ДТП, а на место выезжал инспектор. Он ехал долго, клиентам не нравилось. Страховая компания проанализировала самые частые места ДТП и пустила инспекторов колесить по ним. Таким образом существенно сократился срок приезда инспектора, потому что он оказался ближе к клиенту.
6. И еще немного банальных оптимизаций
Исключить действия в процессе, которые не используются далее.
Объединить несколько последовательных задач от разных сотрудников в одну и сделать сотрудника более универсальным.
Облегчить выполнение конкретных задач для сотрудников, сделав удобные подсказки, чек-листы, интерфейсы.
Собирать всю важную информацию на самом старте процесса, а не вытягивая её по чуть-чуть из потребителя.
Вынести задачи на аутсорс.
Взять аутсорсинговых задач на свой процесс.
Как вы видите, оптимизации часто существуют парами — выбор той или иной оптимизации зависит от граничных условий и задачи.
Где найти еще идеи для оптимизации бизнес-процессов
Комментарии