Что такое бизнес-процесс: 3 простых объяснения
«Выстрой свой бизнес-процесс!» — услышал Михаил в очередной раз от генерального директора. Михаил 3 года работает руководителем отдела продаж. В 2012 году, когда он пришел в компанию, там работало 10 человек. Работа между сотрудниками распределялась устно, менеджеры отчитывались в Excel и электронной почте. Сотрудники получали вознаграждение за вклад в дело организации, а размер вклада определялся генеральным директором.
Но когда в компании работает 54 сотрудника, и когда каждый из них хаотично полезен — получается плохо: заказы теряются, клиенты недовольны, а руководитель сидит в офисе до 23:00, чтобы разгрести эту кучу проблем.
Михаилу нужен инструмент, с помощью которого он донесёт до сотрудников установленные правила. Такой инструмент — бизнес-процесс.
1. Бизнес-процесс, как инструкция
В трудовом кодексе есть понятие — должностная инструкция, оно описывает задачи сотрудника на определённой должности. С такой точки зрения бизнес-процесс — инструкция, но не для одного сотрудника, а для нескольких сотрудников одновременно, делающих конкретную работу.
При этом такую работу невозможно сделать в одиночку. Пример — «Формирование коммерческого предложения» потребует участия продажника, технаря и маркетолога.
Чем больше людей — тем сложнее взаимодействие.
В чем отличие бизнес-процесса от обычной инструкции?
- описывает работу нескольких сотрудников, а не одного;
- описывает конкретные задачи для достижения результата, а не вообще всё что возможно делать;
- предъявляет требования к результату.
2. Бизнес-процесс, как схема работы
Если в компании 10 человек, то понятно, что менеджер по продажам общается с клиентами и заключает договоры, бухгалтер выставляет счета и отчитывается в налоговой, а маркетолог продвигает сайт в интернете.
Когда в компании работает 500 человек прозрачности меньше. Как узнать, чем сотрудникам полезен «технологический визионер департамента морепродуктов» или «Внутренний аудитор отдела налогов и учёта»? Когда к ним обращаться?
Чем больше людей, тем сложнее взаимодействие. Тут бизнес-процессы приходят на помощь со своей графической составляющей — схема из стрелочек и квадратиков доведёт сотрудника до нужного человека.
3. Бизнес-процесс, как правила компании
Чтобы клиенты платили деньги — в организации должны быть правила. Запросы обрабатываем за 3 часа. Оценка проекта по результатам — не ниже 4 баллов. Счёт на аванс выставляем от конкретного юр.лица.
Чтобы клиенты платили деньги — в организации должны быть правила.
Чтобы компания получала деньги — правила тоже нужны! Рентабельность проекта — не ниже 45%. Затраты на маркетинг — не выше 150 000 рублей в месяц. Доходы на 1 сотрудника — не меньше 100% зарплаты.
В этом контексте бизнес-процесс — это способ зафиксировать сложные правила бизнеса, которые трудно донести другими способами. Со стороны сотрудника, который участвует в формировании КП, невозможно выполнить правило «Запрос клиента — за 3 часа». Он делает маленькую часть работы,а правило дано сразу для компании.
4. Выводы
Бизнес-процесс — это:
- Инструкции для нескольких сотрудников сразу.
- Схема, которая объясняет к кому и когда обращаться.
- Правила для всей компании.
Комментарии