Как анализировать бизнес-процессы
Эффективность работы предприятия зависит от того, насколько чётко отлажены бизнес-процессы (БП). Поскольку ситуация на рынке меняется молниеносно, механизмы, работавшие вчера, уже сегодня могут дать сбой.
Поэтому эксперты регулярно анализируют БП и делают выводы о целесообразности корректировки. По результатам анализа руководство принимает решение об изменениях действующих схем, что часто помогает снизить затраты или повысить производительность.
Я расскажу о том, как анализировать БП правильно, чтобы бизнес приносил прибыль.
Что включает базовый анализ?
- Исследование всей доступной по БП информации.
- Измерение фактических показателей – производительности, затраченного времени, занятых сотрудников.
- Их сравнительный анализ в динамике.
- Создание и оценку графических схем и др.
Два вида анализа бизнес-процессов
1. Качественный
Анализировать ситуацию можно на основе субъективных оценок, при помощи графических схем, а также по отношению к типовым требованиям и нормативным актам.
2. Количественный
Более объективный, предусматривает сбор, обработку и анализ показателей продукта, эффективности БП, удовлетворенности клиентов, их сравнение, а также другие прогрессивные методики. Нужны ли компании бизнес-процессы и насколько они себя оправдают, показывает именно этот подход.
Имитационное моделирование и АВС-анализ БП (операционный анализ затрат) – это инновационные методы количественного типа, с помощью которых определяют, например, стоимость процесса. Они требуют больших временных и финансовых вложений, поэтому редко применяются в условиях российского бизнеса, особенно в компаниях без четкой регламентации процессов.
Качественные методы
1. SWOT-анализ
Методика направлена на предварительное выявление сильных и слабых сторон БП. С ее помощью прогнозируют потенциальные улучшения (возможности) или ухудшения (угрозы). Простейший способ – анкетирование руководителей и сотрудников с целью построения таблицы SWOT-анализа процесса.
2. Выделение проблемных областей
На укрупнённой схеме отображают основные группы функций и исполнителей. Указывают проблемные области, выявленные путём опроса сотрудников и руководителей, например, закупку оборудования или расчёты. Краткие формулировки помогут в дальнейшем сформировать план реорганизации.
Визуальный анализ графических схем часто бесполезен, поскольку при их создании встречаются ошибки и технические недоработки. Для реализации нужны глубокие практические знания и понимание отраслевых решений, опыт.
3. Ранжирование процессов
БП классифицируют по уровню эффективности и степени важности для организации, а затем определяют, какие из них нуждаются в улучшении в первую очередь. Методика субъективна, поэтому применяется в основном на предварительном этапе.
Количественные методы
К ним относятся:
- Показатели процесса – числовые величины, характеризующие временные, финансовые, человеческие и другие затраты.
- Показатели продукта или услуги, например, абсолютный объём услуг, номенклатура, количество дефектов и др.
- Показатели удовлетворенности клиентов результатами – выходом БП или продукцией.
Абсолютные показатели – это числовые величины, которые описывают время его выполнения БП, стоимость продукта или услуги, другую техническую информацию (численность персонала, количество трансакций, автоматизированных рабочих мест и др.).
Относительные – также выражаются в числах, но предоставляют их по отношению к другим сведениям, например, соотношение плана и фактического исполнения, сравнение бизнес-процессов и т. д.
Как оценивают стоимость процесса?
Стоимостные показатели относятся к самым важным и делятся на три группы:
- Стоимость БП в целом (определить сложно).
- Отдельные показатели – затраты на оплату труда исполнителей, на тепло- и энергоносители, связь, получение информации, на амортизацию оборудования, на повышение квалификации и др.
- Показатели стоимости итогового продукта – затраты на сырье и материалы, оплату труда, амортизацию оборудования и др.
Чтобы улучшить процесс, важно наблюдать динамику изменения стоимостных показателей. Для этого анализируют срезы, получают удельные и относительные данные, на основе которых делают выводы о целесообразности реорганизации.
Как проанализировать качество процесса?
Качественным считают процесс, удовлетворяющий потребности потребителя при минимальных затратах ресурсов. Для получения объективных данных анализируют:
- Количество возвратов продукции и рекламаций на продукт или услугу, жалоб от клиентов на качество обслуживания.
- Число некомплектных отгрузок.
- Степень дефектности и сохранность продукта.
- Количество внештатных ситуаций с вынужденным вмешательством руководства.
- Адаптивность БП к изменению требований заказчика и внешних условий.
- Независимость процесса от смены персонала.
- Управляемость.
- Способность к улучшению.
Некоторые показатели автоматизации бизнес-процессов в BPMS легко измеряются по простейшим методикам сбора и обработки информации. Другие – не поддаются числовому анализу, поэтому их отслеживают в динамике, выявляя причины сбоев при внештатных ситуациях и предупреждая их в будущем.
Пример пошагового плана анализа бизнес-процессов
- Разговор с сотрудниками, ответственными за реализацию конкретного БП, о возможных проблемах.
- Определение входов (материальных, трудовых, энергетических ресурсов).
- Фиксирование выходов (физического товара или услуги).
- Проведение мозгового штурма с представителями нескольких отделений об усовершенствовании БП.
- Визуализация процессов с помощью блок-схем.
- Внесение изменений, направленных на снижение затрат, сокращение цикла работ, упрощение процесса или повышение качества обслуживания – с учетом полученных результатов.
- Анализ результатов и (при необходимости) шагов по совершенствованию БП.
Система анализа должна разрабатываться индивидуально для каждого предприятия. На начальном этапе применяют простые количественные методики. С развитием процессов их постепенно дополняют более сложными показателями, привлекая, кроме абсолютных, еще и относительные.
Регулярное отслеживание эффективности каждого БП – это обязательное условие для достижения результатов. Ведь в отсутствии прогресса наступает регресс. В выигрыше остается тот, кто не перестаёт стремиться к совершенству!
Комментарии