В предыдущих сериях

Разобрались с частью базовых символов BPMN.

Привет!

Я не сказал вам всей правды — в BPMN для чайников символов немного больше. Сегодня обсудим оставшиеся базовые элементы и особенности их применения.

Это большое письмо. Крепитесь.

Уточняем базовые символы

Действия

Действия бывают двух видов: задача и подпроцесс.

Тип Название Как выглядит Зачем нужно
1 Действие Задача Отражает часть работы конкретного исполнителя. Задача не может быть разделена, она атомарна
2 Действие Подпроцесс 2016-06-16_10-51-22.png Отражает большую часть работы
3 Действие Пользовательская задача  Отражает задачу, как правило выполняемую с помощью BPMS-системы
4 Действие Сервисная задача  Отражает вызов некоторого внешнего сервиса или программы
2016-06-16_10-58-38.png

Подпроцессы помогают экономить пространство на схеме и декомпозировать, т.е. разделять на части большие процессы. Я ещё напишу письмо об этом.

События

События бывают трёх видов: стартовое, промежуточное и завершающее.

Тип Название Как выглядит Зачем нужно
1 Событие Стартовое событие Показывает, что что-то случилось, и нужно начать процесс
2 Событие Стартовое событие по времени  Показывает, что пришло конкретное время (или прошёл интервал времени) и пора начать процесс
3 Событие Стартовое событие по сообщению  Показывает, что пришло сообщение от участников взаимодействия и пора начать процесс
4 Событие Промежуточное событие 2016-06-16_11-33-53.png Показывает, что что-то случилось, но делать ничего особенного не нужно
5 Событие Завершающее событие 2016-06-16_11-34-00.png Показывает, что что-то случилось и процесс нужно завершить
6 Событие Завершающее событие отправки сообщения  Показывает, что нужно завершить процесс и отправить сообщение участнику взаимодействия
7 События Терминальное завершающее событие  Показывает, что нужно завершить процесс и любые прочие действия в процессе немедленно

Стартовых и завершающих событий может быть несколько.

Шлюзы

Шлюзы бывают двух видов: исключающий и параллельный.

Тип Название Как выглядит Зачем нужно
1 Шлюз Исключающий шлюз Разделяет работу исключительно на 1 поток
1 Шлюз Параллельный шлюз 2016-06-16_11-48-27.png Распараллеливает работу на все исходящие потоки

Артефакты

Эти штуки улучшают читаемость схем.

Тип Название Как выглядит Зачем нужно
1 Артефакт Текстовая аннотация Даёт информацию к одному элементу
2 Артефакт Группа 2016-06-16_12-04-16.png Даёт информацию к группе элементов
3 Артефакт Объект данных  Показывает, какая информация создаётся в процессе
4 Артефакт Хранилище данных  Представляет механизм для действий по получению или обновлению данных, которые хранятся независимо от процесса

Потоки

 Потоки используются для передачи работы или информации между участниками процесса.

Тип Название Как выглядит Зачем нужно
1 Объект соединения Поток управления 2016-06-16_12-31-16.png Последовательность выполнения работ
2 Объект соединения Поток сообщений 2016-06-16_12-31-24.png Передача информации между процессами
3 Объект соединения Ассоциация 2016-06-16_12-31-35.png Привязка артефактов к элементам процесса

Что дальше

В следующем письме поговорим о том, как в процессах отображать внешних участников — клиентов, подрядчиков, информационные системы.


Денис Котов
Ведёт рассылку и проектирует процессы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: